Новости Новосибирска
Блоги
Александра Яковлева / 20:34 26.01

"47 ронинов" или западный взгляд на восточную культуру

"47 ронинов" или западный взгляд на восточную культуру

От американского фильма, снятого по мотивам японского народного предания, можно было вполне ожидать такого же печального исхода, как и от "Мемуаров гейши".

Вроде и красиво, и эффектно, и цветущая сакура есть, и кимоно, но душа японская не то что не постигнута, а очень даже оскорблена. Тем не менее, фильм  "Мемуары гейши", отвергнутый Страной восходящего солнца, на Западе любят и даже ориентируются на него, когда пытаются понять нрав японцев. Больше только ориентируются на аниме – вот уж где запрятан истинно японский дух!

На деле же выходит, что любая экранизация японского уклада жизни, снятая не японцами, никогда не попадет "в десятку" - хоть ты сто консультантов нанимай. Так и от "47 ронинов"ожидать аутентичности было бы по меньшей мере странно. Тем не менее, приятно удивили и сценаристы, и режиссер Карл Ринш. Со всей старательностью они подошли к вопросу воссоздания японского стиля – в одежде, в манерах, в традициях, в мифах. И при этом не перегнули палку – любая несостыковка с исторической или мифологической действительностью объясняется в фильме одной простой фразой, сказанной главным героем Каем своей возлюбленной Мике: "Я буду искать тебя в тысяче миров". Этой фразой сценаристы как бы пытаются извиниться за излишнюю красивость спецэффектов и декораций, за неправильную походку массовки, за безобразно завязанное оби у знатной дамы, за то, что однохвостая кицунэ способна превращаться в дракона. Просто примите, что это параллельный – киношный – мир, другая вселенная. Это фэнтези, а в фэнтези и не такое можно!

Справедливости ради нужно отметить, что съемочная группа наверняка освежала в памяти все три части фильма "Сёгун"(1980 год), особенно внимательно они изучили сэппуку – и в "47 ронинах" он представлен красивым ритуалом, полном отваги и внутренней силы. Действительно, для японца периода Эдо ценнее всего была красота момента, а не вечность; поэтому и к смерти у них отношение совсем не такое, как у европейцев. Следуя реальным историческим событиям, сценаристы не стали идти на поводу у классического европейского "хэппи энда", хотя в определенный момент я испугалась, что сёгун остановит коллективное сэппуку, чтобы не травмировать психику европейского зрителя. Но спасибо тем, кто работал над фильмом, - они не стали настолько искажать факты. У японской истории о сорока семи ронинах концовка и так достаточно счастливая – нет ничего важнее для самурая, чем с честью умереть; сёгун мог вздёрнуть всех на виселице как преступников, но он учел, что бывшие самураи поступили согласно древней традиции бусидо, а поэтому заслуживают достойной смерти.

По сути, в реальную историю о ронинах добавили лишь яркого главного героя, якшавшегося с демонами тэнгу, и японской мифологической закваски. Как по мне, фильм только выиграл от этого соуса. История стала зрелищнее, насыщеннее, обрела свою «фишку», без которой она была бы очередной экранизацией, которых и так уже достаточно наснимали. Конечно, спецэффекты местами печалят. Особенно удручила компьютерно-чучельная лиса, да и змееподобный дракон – еще одна ипостась ведьмы – не вызвал особого восторга. Зато похожие на затерявшихся в бамбуковом лесу буддистов духи тэнгу были весьма удачным визуальным решением этих мифических существ. Что уж говорить об испытании, через которое пришлось пройти Оиси. Оно напоминает одно самурайское искусство молниеносного вынимания меча из ножен – иайдо, - когда меч должен быть извлечен в самый необходимый момент, и этот момент нужно терпеливо ждать.

Что касается Киану Ривза, который сыграл главного героя, то роль эта будто бы специально создавалась под него – сколь странен для японцев XVIII века полукровка, рожденный от гайдзина, английского моряка, столь же необычен и Ривз со своим насыщенным генофондом. Многие ставят в укор Киану его безэмоциональность, но в данном случае это скорее жирный плюс, чем минус. Выражение эмоций для японцев – особенно того времени, особенно среди знати – не приветствовалось. Настоящий самурай должен быть бесстрастным при любых обстоятельствах. Поэтому особой актерской игры тут не нужно, просто знай себе держи серьезную мину, и у тебя получится изобразить японца, знающего о хороших манерах.

"47 ронинов" в исполнении Карла Ринша, конечно, не дословно передают события, развернувшиеся в период сёгуната Токугавы, а японская мифология близка скорее к фэнтези и аниме, нежели к фольклорным источникам, тем не менее, происходящее на экране значительно лучше того, что вообще можно было ожидать от американцев, взявшихся за предания этой загадочной страны. Некоторые расхождения с каноном вряд ли пойдут в минус фильму; в этом смысле всем, кто не японец или хотя бы не японист, лучше вообще воздержаться от возмущения. Если не заострять внимание на неважной прорисовке спецэффектов (в плане финансов фильм все-таки не уровня "Хоббита") и на недочётах по части сюжетики и мифологии (спишем это на альтернативную реальность), "47 ронинов"вполне претендуют на статус пригодного к просмотру фильма.

P.S.: Я, как и внушительная часть зрительской аудитории, клюнула в трейлере к фильму на Рика Дженеста. Каково же было мое разочарование, когда я поняла, что попалась на замануху прокатчиков. Три раза в кадре и целая одна реплика – о, это был триумф, бесспорно!

Еще записи автора